С железной дорогой — по пути
Почетному ветерану Киева и Украины, председателю ветеранской организации Дарницкого железнодорожного узла,
нашему другу и постоянному автору Николаю Павлюку 19 декабря 2016 года исполнилось 70 лет. Для стальной магистрали этот
человек сделал и продолжает делать многое. Из его последних планов — завершить благоустройство мемориального
комплекса погибшим на станции Дарница железнодорожникам во время Второй мировой войны.
Николай Степанович, будучи начальником отдела управления по работе с населением Спорткомитета УССР, совместно с управленцами Юго-Западной железной дороги создали тропу здоровья в Парке партизанской славы (Дарница). Кстати, в усовершенствованном виде она существует и поныне. А в 1983—1985 гг. Николай Павлюк был заместителем председателя спортобщества «Локомотив». За это время удалось построить стадионы в Виннице и Коростене, физкультурный комплекс в Жмеринке. Одним из самых важных событий в биографии Николая Степановича было его участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.
— В должности старшего лейтенанта запаса я попал в роту военных железнодорожников. Мое дело было координировать работу между железнодорожниками и солдатами из колонны тяжелых машин. Поезд прибывал к специальному складу для загрузки радиоактивных материалов. Для проезда к нему машин рельсы засыпали щебнем. Этот участок был шириной 20 м. Когда составу нужно было проезжать, тогда я давал команду солдатам на расчистку участка железнодорожного полотна. Затем снова путь засыпали щебнем, — рассказал Николай Степанович.
В Чернобыле Николай Степанович пробыл 42 дня, после чего два месяца «отходил» в госпитале. К счастью, выжил — в отличие от большинства офицеров командного состава, находящегося в том страшном году в Чернобыльской зоне. После чего пошла размеренная, но активная жизнь железнодорожника. Николай Павлюк был сначала преподавателем в техникуме транспортного строительства. затем — смотрителем музея ДВРЗ, электриком, а потом приемщиком вагонов на станции Дарница, корреспондентом «Магістралі» и «Рабочего слова»... Однажды Николай Степанович летел на вертолете над новой автодорогой Одесса—Киев с Георгием Кирпой. В разговоре Министр транспорта Украины — Генеральный директор Укрзализныци поручает ему организовать и возглавить корреспондентский пункт для освещения событий, относящихся к реализации проекта нового моста и вокзала в Дарнице.
Уже более десяти лет Николай Павлюк — председатель ветеранской организации Дарницкого узла.
Он и теперь пишет материалы для железнодорожных газет. Николай Степанович организовывает для ветеранов
различные встречи и праздники, курирует создание мемориального комплекса в память о трагедии на станции Дарница
в апреле 1944 г.
— Во время войны Дарницкий узел бомбили множество раз, но именно тогда, спустя полгода по освобождению Киева,
был самый жестокий налет немецкофашистской авиации, — говорит Николай Павлюк. —
На тот момент на станции сосредоточилось множество эшелонов с различными грузами и оружием,
поездов с военными, медиками, возвращавшимися из эвакуации. Свободных путей не было.
И, увы, немецкое командование подгадало момент и направило к Дарнице 150 немецких бомбардировщиков.
В тот день 8 апреля погибло около 3 тыс. человек. Многих похоронили возле вокзала в воронке от снаряда,
ставшей для них братской могилой.
Деньги на строительство комплекса собирали по предприятиям и дирекциям Укрзализныци. Последние несколько
лет 8 апреля на митинги здесь собираются ветераны войны, очевидцы того трагического события,
молодежь, представители руководства Юго-Западной стальной магистрали.
А в День Победы для ветеранов здесь проводятся праздничные мероприятия.
Мемориальный комплекс еще не закончен, поэтому у Николая Степановича решительные планы: собрать деньги на изготовление и установку памятника из бронзы погибшим в апреле 1944 г. «Его необычный проект уже готов, — объясняет Николай Степанович. — Это ангел, стоящий на изогнутых рельсах. По словам очевидцев трагедии, при бомбежке, помимо взлетающих в воздух вагонов, рельсы действительно изрядно изгибались». А последним и самым сложным этапом завершения комплекса будет постройка церкви Всех святых.
— Я рад, что могу продолжать делать для стальной магистрали все, что по моим силам. Надеюсь, что это принесет пользу как ветеранам, так и нынешнему поколению железнодорожников.
Автор: Андрей Коломягин
Прим. ред. "Ліски": Микола Степанович Павлюк неодноразово згадувався в наших публікаціях, у тому числі таких як "В заводском музее ДВРЗ - новый хранитель" та "Історія однієї ялинки". Приєднуємось до привітань газети "Магистраль" на адресу ювіляра!
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Завод".
Інна Росєва 31.12.2016 17:16
А я вже вітаю всіх, і зокрема редакцію, з наступаючим 2017 роком! Дякую редактору Сергію Соколову за плідну з ним співпрацю у році, що минає (були опубліковані невелички оповідки "Бабушки такими не бувають" , "Дрібничка" та інше). Бажаю колективу сайту у Новому році креативних проектів, добрих і веселих новин, сімейного добробуту, щастя, любові та всім нам миру і злагоди! Оскільки зустріч прийдешнього Нового часу більшістю людей сприймається як родинне свято, дарую читачам уривок із нового твору "ДИТЯЧІ ВИСЛОВИ...": "...В осінню пору бабуся веде онуку до садочка. Якраз почали падати каштани з дерев. Йдуть вузенькою стежинкою, що пролягла між будинками. Онука раптом зупиняється, щось підіймає із травички і заявляє: "Дивися, бабусю, який каштаньоночок! Потрібно знайти його татка та матусю, бо він буде плакати без них!". Хоча й поспішала бабуся на роботу, та вони знайшли і "татка" і "матусю" і задоволена, щаслива дитина пішла до садочка, сховавши до кишені плащика всю "сім'ю". А коли ввечері бабуся забирала її додому, онука запитала, стверджуючи: "Правда, бабусю, що у мене найкращі батьки!?".
-Звісно, що правда. І ти повинна цим дорожити і шанувати своїх батьків.
-Так, я їх люблю!"