Забвенью не подлежит. Мемориальная доска памяти киевских подпольщиков
На территории ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод» открыли мемориальную доску, посвященную памяти погибших врачей-подпольщиков — Константину Соколову, Виктору Трифонову и Александру Калганову.
В годы оккупации в здании заводской поликлиники эти врачи организовали явочную квартиру подпольной организации ДВРЗ. Здесь оказывали необходимую помощь больным и раненым, а здоровых спасали от принудительного отправления на работы в Германию. Медперсонал поликлиники также собирал медикаменты и перевязочные материалы для партизанского формирования «За Родину»…
Диалектика жизни такова, что ветераны стареют и уходят. Вот и сегодня приехать на торжественное мероприятие самочувствие позволило лишь двум защитникам Отечества – Георгию Георгиевичу Борщову и Константину Ивановичу Старостенкову. Почетных гостей окружили самым искренним вниманием. А чтобы ветераны не слишком устали, директор ГП «Дарницкий ВРЗ» Сергей Сонин и председатель профсоюзной организации завода Елена Малеева сразу же начали официальную церемонию.
Эмоциональный рассказ о героях-врачах перенес всех присутствующих в далекое и страшное время. Кажется, что слова выступающих «преобразовывались» в ретроспективу — перед присутствующими, словно в кино, проходили эпизоды из жизни и работы медиков-подпольщиков. Вот военнопленные майор медицинской службы Константин Соколов и два старших лейтенанта Виктор Трифонов и Александр Калганов попадают в концентрационный лагерь. Затем другая картинка — в заводской поликлинике представляю явочную квартиру (в подпольной организации завода насчитывалось 39 заводчан и 22 жителя поселка ДВРЗ). Врачи же оказывают неоценимую помощь — здоровым юношам и девушкам выдают справки о том, что они больны и не могут быть отправлены на принудительные работы в Германию. Кроме того, из военнопленных, работающих на заводе, формируются группы, чтобы в нужную смену переправить их в партизанский отряд. Для этого же партизанского отряда собираются медикаменты и медицинские инструменты, перевязочные материалы, гипс… Но на медиков-патриотов кто-то донес. И хотя они понимали, что нужно немедленно отправляться в партизанский отряд, уйти не смогли — в это же самое время готовился массовый побег военнопленных из концентрационного лагеря в Дарнице.
Весной 1943-го К. Соколов, В. Трифонов и А. Калганов были схвачены и замучены в гестапо. Руководителя группы К.Соколова повесили — сначала на территории концлагеря, а затем на Крещатике — для устрашения жителей Киева. Арест и гибель медиков не повлекли за собой массовых арестов подпольщиков, а это означало, что они никого не выдали.
Последним выступил священник Церкви Святого великомученика и целителя Пантелеймона отец Александр. Он напомнил всем присутствующим слова Христа из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Именно так и поступили военные врачи. Когда же батюшка начал читать молитву «Памяти воинов, на поле брани убиенных», думаем, не только мы, а и все присутствующие мысленно повторяли каждое слово и от всего сердца молились за Виктора, Александра и Константина.
После освящения мемориальной доски все пришедшие на это торжественное мероприятие почтили память героев минутой молчания. Почетное же право открыть мемориальную доску предоставили ветеранам войны — Георгию Борщову и Константину Старостенкову. А после возложения заводчанами цветов, как и принято, была сделана общая фотография на память…
О значимости этого торжественного мероприятия рассказал директор ГП «Дарницкий ВРЗ» Сергей Сонин.
— Наш долг перед молодежью и всеми будущими поколениями — сохранить память о тех трагических днях, которые пришлось пережить нашему народу в годы Великой Отечественной войны, сохранить память о героях, которые приближали День Победы, и чувство благодарности перед ними. Не секрет, что ныне немало желающих переписать историю и исказить наше прошлое … Именно для того, чтобы оставаться сильным и единым народом, мы обязаны воспитывать у молодежи чувство гордости и благодарности за подвиг наших отцов и дедов.
Добавлю: в нашем районе еще остались дома, где находились явочные квартиры подпольщиков Дарницкого железнодорожного узла, и если хозяева не будут возражать, думаю, имеет смысл установить там мемориальные доски. Надеемся, в этом важном и нужном деле нас поддержит и руководство Юго-Западной железной дороги — вместе мы не дадим забыть нашим детям и внукам о подвигах, которые совершили железнодорожники.
Во время торжественного митинга, посвященного открытию мемориальной доски, была также представлена книга
«Этот день мы приближали».
Ее автор — ветеран войны, историк и документальный поисковик
Вера Финансова. А вот рассказала об издании дочь Веры Николаевны — тоже историк и один из авторов
публицистического реквиема Ольга Потькалова.
— Десять лет назад мама получила письмо из Волгограда — города ее боевой юности. Обращался полковник
в отставке Валериан Трифонов (ветеран 97-й гвардейской Полтавской краснознаменной мотострелковой дивизии).
Он просил узнать, помнят ли на ДВРЗ его брата Виктора Трифонова— военнопленного, узника Дарницкого концлагеря,
работавшего под надзором фашистов в поликлинике завода. Оказалось, что помнят.
И именно это послужило толчком к началу большой работы. Поднимались государственные и партийные архивы,
шел поиск информации в библиотеках… Так стало известно о подпольной группе ДВРЗ, которая действовала в годы
оккупации. А во время бесед с ветеранами-подпольщиками (а их на тот момент осталось в живых 10 человек)
все ярче вырисовывались образы героев.
Хочу отметить, что подпольную организацию на заводе создал
Леонид Воробьев — командир Красной Армии, который попал в окружение, был пленен, бежал и снова был
схвачен при облаве. Когда же фашисты узнали, что он инженер, к тому же прекрасно владеющий немецким языком,
то его «трудоустроили» переводчиком и помощником директора завода — Кольбе. Представляете, в какие руки попали
планы фашистов?
В годы оккупации рабочие систематически уничтожали электрооборудование, электропровода, двигатели…
Также была сожжена котельная, и завод на длительное время был полностью выведен из строя.
А вот специально привезенные из Германии замечательные колесно-токарные станки удалось поломать так,
что восстановить их удалось только после прихода наших войск. Кстати, и другое оборудование, которое
использовалось на заводе, тоже постоянно выводили из строя. В дезорганизацию работы вносили свой вклад и медики,
выдавая справки о мнимых болезнях и таким образом способствуя массовому невыходу на работу.
Лада Андреева, Сергей Борусевич
Схожі публікації на сайті можна знайти за тегами "Історія Києва" та "Завод".
Игорь Гаврилов 21.05.2016 10:15
Моя мама Стасиневич Евдокия Григорьевна была участником организации,много рассказывала о ней,вела переписку в послевоенные годы с Леонидом Воробьевым,он жил по моему в Ташкенте.