История Киева: газета "Киевлянин" в 1917 году
В недавней заметке мы писали, каким мог бы стать Киев при советской власти. Сегодня же расскажем о том, каким был Киев в последние месяцы перед февральской и октябрьской революциями 1917 года. Помогут нам в этом архивы газеты "Кієвлянінъ", выходившей в Киеве с 1864 по 1919 год.
Шел третий год первой мировой войны. Юго-Западный край Российской империи вместе со всей страной терпел бедствия и лишения. Неожиданно холодная погода в сентябре 1916 года обнажила проблему нехватки в городе топлива в связи с невыполнением железной дорогой установленных норм подвоза. К середине сентября подвоз дров совершенно прекратился. В этой связи объявление об аренде большой квартиры в Киеве на 7-8 комнат взамен на партию дров выглядит вполне обоснованным.
Со своей стороны, Юго-Западная железная дорога пожаловалась Начальнику Киевского военного округа на задолженность Киевского городского управления перед железнодорожниками в размере 16 253 руб. Эту сумму городская управа задолжала за расходы по эксплуатации подъездных путей к газовому заводу и дровяным складам. Как видим, традиция задолженности города Киева перед Юго-Западной железной дорогой имеет давнюю историю, проявляясь сейчас на примере эксплуатации городской электрички.
Затруднен был подвоз дров, как и других грузов, также и по самому городу - грузовых автомобилей тогда не было, а имеющиеся в Киеве лошади были почти полностью мобилизованы в действующую армию. Так что Лейба Шлемович Лифшиц, выигравший в лотерею "полный одноконный выезд", по-видимому, был доволен приобретением.
Как доволен получивший телку Иван Васильевич Баранов, а также безымянный студент, выигравший
корову. Все эти выигрыши не будут выглядеть смешными, если вспомнить, что перед революцией в недавно
процветавшем Киеве разразился острый продовольственный дефицит. Сахар в городе продавался по карточкам, и в газете "Киевлянин" публиковались многочисленные объявления
о потере "сахарных" книжек и "сахарных" карточек.
Вместе с тем, при наличии денег можно было купить не только партию яблок, постучав "в окно магазина дома
№3 по Б.Подвальной", но и коров - по Большой Житомирской, 32, или коз - по Большой Дорогожицкой, 57.
Несмотря на засилье в городе гужевого транспорта, количество автомобилей постепенно увеличивалось. Увеличивался и спрос на водителей этих современных транспортных средств. В доме №16-18 по улице Фундуклеевской работали шоферские курсы, обучение производилось на "больших образцах механических мастерских", причем давались "уроки езды на всяких типах машин". На следующем за шоферским объявлением фото - улица Фундуклеевская (в настоящее время - имени Богдана Хмельницкого).
И, раз мы заговорили о технике, то не можем не упомянуть объявление в газете "Киевлянин", сообщающее о потребности в "паровом тюрбо-альтернаторе трехфазного тока от 1500 до 3000 киловатт 3000 вольт 50 периодов". Затрудняемся объяснить назначение столь мощного электрического аппарата. Добавим только, что данное устройство понадобилось Обществу Петромарьевских и Варваропольских Объединенных Каменноугольных Копей города Варварополье Екатерининской губернии.
Надеемся продолжить в будущем обзоры газеты "Киевлянин", а для любопытных читателей, желающих самостоятельно полистать пожелтевшие страницы дореволюционного издания, сообщаем ссылку на соответствующий раздел каталога Национальной библиотеки Украины имени Вернадского.
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Історія Києва".
Krigolam 14.11.2014 20:25
Почему все на русском, а как же Советская власть, которая боролась с украинским языком? Посмотрите на фото советского Киева и убедитесь в реальных украинизаторах