До змісту
Игорь Козловский: Россия больше угрожает Украине, чем коронавирус
"Украинская правда" обратилась к историку, религиоведу Игорю Козловскому, которому удалось не сломиться в 700-дневном плену боевиков. Сегодня Козловский живет в Киеве, во время карантина проводит лекции по Skype для молодежи. И пытается доносить до власти свое мнение о войне на Донбассе. В интервью УП Козловский просит не забывать об агрессивной политике РФ, глубже воспринимать происходящее в мире, продолжать общаться, унимать тревогу и объединяться, чтобы исправлять слабости власти и общества.
– Больше угрожает Украине наш сосед Россия. Наличие такого соседа – посложнее, чем коронавирус, несомненно.
Человечество, так или иначе, найдет более эффективные методы борьбы с вирусами. Все это пройдет. Конечно, будут другие вызовы, другие заболевания, мы же живем в реальном мире. Но вот война, которая касается непосредственно Украины, наших земель, жизни наших людей…
– Удручает? (смеется). Знаете, меня всегда удручает слепое невежество, я бы так попытался это сформулировать.
– Идея-фикс "русского мира" – реваншистская идея. Это восстановление империи, которое приводит к тому, что с человеком как таковым не считаются.
Печалит то, что находится эта система рядом. Что у нее есть претензии к нам – территориальные, культурные, информационные, любые претензии.
– Нужно доказать, что я – ястреб. Пропаганда – ключевое тут слово. Она не требует доказательств, навешивает ярлыки. Я могу сказать, что этот кремлевский пропагандист – лидер ЛГБТ. Но это же ничего не значит, это будет манипуляцией.
Факт должен быть фактом. Россия аннексировала Крым. Это факт? Факт. События, которые начинались в 2014-м году на территории Донецкой и Луганской областей, инспирированы Россией. Факт? Факт.
Агрессор должен уйти с нашей территории. Мы должны четко обозначить национальные украинские интересы. Мы не должны учитывать и обслуживать интересы России.
Как можно мириться с людьми, которые не просто декларируют свою ненависть к Украине, но и действуют в таком ключе?
– Это долгая дорога. Много мы уже упустили.
Наиболее реалистично – действовать через международную общественность. Постоянно напоминать о том, что Россия – агрессор, что должны быть санкции. Мы должны додавливать с этой точки зрения. У нас нет больших самостоятельных сил.
Во-вторых, нужно укреплять обороноспособность. Не отходить от евроатлантической интеграции. Нам необходим зонтик безопасности в виде НАТО.
Мы, конечно же, должны требовать выхода на свою границу, закрыть ее от России. Нужно добиваться, чтобы все вооруженные люди не превращались там в псевдонародную милицию. Чтобы все эти подразделения вывели за пределы Украины.
Еще нужно помнить о том, что территории и люди – немножко разные вещи. Мы должны работать с деоккупацией сознания людей. Заниматься вопросами переселенцев, и тут, к сожалению, политика провальная.
– Что значит – с обеих? Капелланы – не участники. Капелланство есть во всех армиях мира.
– Ну, он же снял с себя сан.
– Абсолютно нет, он гражданин. Выполняет в данном случае свой гражданский долг, защищает страну. Для Украины это не захватническая война.
– Мы с вами должны понимать, что такое любовь. Я могу спросить вас, что такое любовь? Вот как вы понимаете?
– Нет, об этом просто можно говорить. В украинском есть два понятия – "любов" и "кохання". Ви можете кохати свою дружину, але ж ви не можете кохати морозиво.
– В христианском, библейском тексте четыре понятия. В античные времена было значительно больше: "эрос", "филия", "сторге", "людус", "мани", "агапэ"...
В случае, о котором вы говорите, имеется в виду, агапэ, волевая любовь. Это значит, что мы понимаем, что перед нами живая душа. Хоть и враг по действиям.
Вы можете испытывать состояние враждебности не обязательно на поле боя, в своем собственном подъезде. Но с точки зрения христианства, волевое проявление заключается в том, что вы стремитесь создать в мире условия, которые позволят этому человеку стать лучше.
Поиск вариантов, остановить войну – это тоже проявление этой агапэ.
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Російсько-українська війна".