Негласные правила киевского метро
В каждом городе, где есть метро, подземный мир имеет свои особенности. Киевская подземка – это отдельный мир, со своими негласными правилами и кодексом поведения, суть которых, скажу откровенно, далеко не сразу постигаешь.
Кодекс поведения в метро можно разделить на четыре части: в вестибюле, на эскалаторе, на станциях и в самом вагоне. Везде свои особенности, сформировавшиеся уже давно, и ставшие, судя по всему, своеобразным общественным договором, действующим для всех участников подземки.
Входя в метро, помните, что сзади вас тоже идут люди. Ведь двери в метро построены еще по стандартам советских времен и в народе имеют название «двери-убийцы» из-за умения так отлететь в противоположную сторону от сквозняка, что худеньким и щупленьким мало не покажется.
Видимо, поэтому многие киевляне, открывая эти здоровые двери, прежде чем пройти, поглядывают назад и придерживают дверь следующему. Эту особенность я заметила сразу. Кроме того, мне рассказывали об этом негласном правиле и те, кто эмигрировал в Киев из Москвы ранее.
Впрочем, придерживают не все. Если сказать в общем, то это либо люди, недовольные всем и вся, а это у них на лице написано, либо просто погруженные в себя. Возраст не имеет значения.
Скорость эскалатора в киевском метро зависит от времени суток. Если час-пик, то он двигается быстрее. На эскалаторе люди могут стоять как в два ряда, так и в один, причем обязательно есть те, кто становятся на левой части.
Мне это вначале было непонятно, ведь таким образом они загораживают проход тем, кто торопится. Но потом стало ясно. Все дело в том, что здесь не то, что идут пешком вверх по эскалатору единицы, но и те, кто спускается вниз, встречаются очень редко. И это то, с чем надо смириться.
Люди в киевском метро неторопливы, двигаются в своем размеренном темпе – и пусть весь мир подождет. Особенно это заметно на станциях метро, когда впереди идущие люди, витая в своих мыслях, совсем не обращают внимания на тех, кто привык к более быстрому ритму. Впрочем, как я уже сказала, таких здесь не очень много.
Неторопливая манера передвижения по подземке особенно заметна на переходах, там, где в час пик скапливается народ, чтобы подойти к эскалатору. Выглядит очередь вполне цивилизованно. Редко, когда кто-то пытается пройти без очереди, чтобы быстрее добраться к эскалатору.
Помню, я торопилась и, увидев, что к эскалатору очередь, решила обогнуть ее, но обнаружив, что никто так не делает, все-таки не стала нарушать общепринятые стандарты и достояла очередь со всеми.
Эскалатор киевской молодежью воспринимается как место для идиллии и поиска вдохновения. Не шучу. Часто вижу, как молодые люди садятся на ступеньки эскалатора, двигающегося вниз, и смотрят вдаль, на постепенно открывающуюся взору станцию метро. Надо тоже как-нибудь попробовать.
Музыкальное сопровождение на эскалаторе всегда расслабляющее. Не патриотические песни, как, скажем, в московском метро, когда включают Кобзона, а только классическая музыка.
Расположение пассажиров в вагоне у меня вначале вызывало недоумение. Почему-то принято, зайдя в вагон, располагаться тут же, у дверей. В результате, тут скапливается огромное количество людей. А полвагона остается полупустым. Первая моя мысль была, что они, возможно, скоро выходят, но нет, понаблюдав за теми, кто стоит у дверей, выяснила, что далеко не все едут одну станцию, а проезжают так минимум три-четыре станции.
Думаю, причина в том, что привычка стоять у дверей сложилась уже давно, поскольку киевское метро действительно не такое большое, как то же московское. И все остальные, кто не выходят на ближайших станциях, зная эту особенность, понимают, что пробраться к выходу будет тяжело, поэтому выбирают вариант, где в тесноте, да не в обиде.
В целом же, кодекс поведения в вагоне меня, если честно, умиляет и трогает. Молодежь (и не только) тут почти всегда уступает место пожилым людям. Была со мной такая история. Еду я как-то в вагоне, вижу, зашла бабушка, я встала, уступила ей место. Через станцию заходит еще одна бабушка, становится рядом. Смотрю, парень, сидящий до этого со мной, тоже встает, предлагая бабуле сесть. Я начинаю улыбаться, потому что это так здорово видеть, что уступают место стареньким. Парень, увидев, что я улыбаюсь, долгое время недоуменно смотрел на меня. Думал, наверно, что я улыбалась по другой причине.
Бабушки в киевском метро бывают и экспериментаторами. Вижу картину: мальчишка лет 14 уступает место бабушке, а рядом с ним сидела другая бабушка, видимо, ее подружка. Две подружки начинают его уговаривать сесть обратно, видимо, вторая не захотела садиться. Паренек ни в какую не соглашается. Смотрю, бабульки между собой переглядывается. И улыбаются, словно он прошел какое-то испытание. На следующей станции парень вышел, и к первой подружке, наконец, примостилась вторая.
В вагонах киевского метро не принято расклеивать объявления на стенах. Их принято засовывать в щели. Такое вот негласное правило не пачкать стены, чтобы не приходилось потом отмывать их от клея. Это меня по-настоящему приятно удивило.
Очень часто в вагонах можно услышать народные песнопения. Это бабушки в расшитых украинских нарядах. Необыкновенный заряд позитивного настроения дают. В вагонах часто что-то продают: от канцелярских принадлежностей до разных книжек и сборников.
Автор - Екатерина Макаревич
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Транспорт".
Андрій 26.04.2016 01:18
Автор, для початку прочитай правила користування Київським метрополітеном! А саме пункт 4.5 - Пасажирам ЗАБОРОНЯЄТЬСЯ сидіти на східцях та поручнях ескалатора, притулятись та притуляти речі до нерухомих його частин, спиратись та ставити речі на поручень.