Тег AREA. Top_232


Сайт Л і с к и               Головна      Про сайт     Архів новин     Флора/Монітор     Вебкамера 

Сьогодні - День залізничника

Неділя, 04.08.2013    

   В першу неділю серпня працівники української залізниці святкують професійне свято - День залізничника. Всеукраїнська транспортна газета "Магістраль" надрукувала статтю, в якій розповідається про Миколу Петровича Якубовського - одного з начальників залізничної станції Дарниця під час другої світової війни. Згадується в публікації й жахливе бомбардування станції Дарниця 8 квітня 1944 року - одне з 2662-х бомбардувань за час війни. В наступному році виповнюється 70 років з дня тієї трагедії. Пропонуємо скорочений варіант статті.



Начальник станции Дарница Николай Якубовский    Герой этого рассказа родился и вырос в Киеве на улице Зверинецкой. Об образовании Николая Якубовского известно лишь то, что он окончил гимназию на Печерске, а где получил железнодорожное образование - неизвестно. Не исключено, что знания по профессии ему передали наставники - старшие коллеги на станции. Николай начал работать на станции Дарница в 1930г., и до войны был там маневровым диспетчером.
   В ту пору станция Дарница стала крупным железнодорожным узлом, переданным из управления Московско-Киевско-Воронежской стальной магистрали Юго-Западной. В 1933 г. на столичной железной дороге были организованы самостоятельные отделения перевозок для грузового и пассажирского хозяйств. На станции Дарница заработала одна из первых механизированных сортировочных горок. Но планы мирной работы нарушила война.
   Якубовский остался в Киеве, был одним из тех, кто закрыл станцию после отправки бронепоездов. Все оборудование на станции, которое не было вывезено, взорвали. Вскоре отец оказался в Дарницком концентрационном лагере. В то время немцам, оккупировавшим Киев, недоставало квалифицированных кадров на железнодорожном транспорте. Они освободили Николая из лагеря и поручили взять на себя управление железнодорожными перевозками на Дарницком узле. Работая на станции, Якубовский входил в одну из подпольных групп на узле, возглавляемую Тимощуком.

   После освобождения Киева в ноябре 1943 г. Якубовский как активный подпольщик рекомендуется на должность начальника станции Дарница. Однако проработал на этой должности он менее половины года. 8 апреля 1944 г. немцы вновь разбомбили Дарницкий железнодорожный узел. Погибли тысячи людей. Железнодорожный узел был практически уничтожен. Его руководителя ожидал военный трибунал — и очень возможно, что высшая мера наказания: Якубовскому вменяли недосмотр за подчиненными ему диспетчерами, допустившими в работе роковую халатность.
   Следователи военной прокуратуры подозревали, что к моменту бомбардировки железнодорожники нарочно разместили вагоны в парке наиболее взрывоопасным способом: цистерны с бензином поставили рядом с эшелонами с ранеными солдатами Красной Армии, с составом с мирными эвакуированными, с вагонами со снарядами, в которых находились польские зенитчики.
   К счастью, муж родной сестры Николая Якубовского — Павел Мусатов — был парторгом на Дарницкой рембазе. Он написал в Москву ходатайство о шурине. Поэтому Николая Петровича не расстреляли, как это было сделано с комендантом станции Дарница, а направили на фронт в штрафной батальон. Однако по пути на фронт Якубовский получил тяжелую травму, в результате которой ему ампутировали ногу.
   После госпиталя Якубовский вернулся на работу на станцию Дарница. Уже в октябре 1944 г. он стал дежурным по станции, с 1960 г. трудился диспетчером на горке, а потом ненадолго возглавил здешнюю товарную контору. С 1966 г. ушел по инвалидности на пенсию, но не порывал связи с коллективом станции: он продолжал работать, продавая газеты в привокзальном киоске.


   •Историческая справка.
   Станция Дарница основана летом 1868 г. Правда, в то время она была еще маленьким раздельным пунктом под названием «12-я верста». Именно отсюда подавались платформы с конструкциями для строительства будущего железнодорожного моста через Днепр. Станция и хозяйство Дарницкого узла понесли колоссальные потери в годы Великой Отечественной войны. 2 тыс. 662 раза станцию бомбили и немецкие, и советские войска. Особенно тяжелые последствия станция понесла во время боёв за освобождение Киева 21 сентября 1943 г.
   Но самый разрушительный налет на станцию произошел 8 апреля 1944 г., когда на ней во множестве скопились поезда. В течение часа 150 немецких самолетов сбрасывали бомбы. Погибла вся вторая смена железнодорожников, рабочие восстановительного поезда Красноярской железной дороги, направленные на станцию Дарница, а также воины Красной Армии, польские жолнежи и мирные люди, возвращающиеся домой, — в Бердичев и Житомир. Их тела были погребены в братской могиле, за которой ухаживали железнодорожники и дарничане. В 2014 г. ветераны войны и труда узла и молодые сотрудники станции намерены создать мемориал железнодорожникам Украины, погибшим в то страшное время.
   В 1950 г. станция Дарница рапортовала руководству страны о завершении восстановления своего хозяйства и о выходе её мощностей на показатели довоенного периода. Строительство узла продолжалось и при начальниках станции М. Тимошенко и С. Лысенко.


   Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Історія Києва".


Вам була корисна ця стаття?

Можете додати свій коментар
Щоб змінити слово на інше (якщо букви важко розпізнати), клацніть на малюнку

Ваше ім'я:         Слово з малюнка:  

Коментар (до 1000 символів, тільки текст, гіперпосилання недопустимі):