Сьогодні - День залізничника
В першу неділю серпня працівники української залізниці святкують професійне свято - День залізничника. Всеукраїнська транспортна газета "Магістраль" надрукувала статтю, в якій розповідається про Миколу Петровича Якубовського - одного з начальників залізничної станції Дарниця під час другої світової війни. Згадується в публікації й жахливе бомбардування станції Дарниця 8 квітня 1944 року - одне з 2662-х бомбардувань за час війни. В наступному році виповнюється 70 років з дня тієї трагедії. Пропонуємо скорочений варіант статті.
Герой этого рассказа родился и вырос в Киеве на улице Зверинецкой. Об образовании Николая Якубовского известно
лишь то, что он окончил гимназию на Печерске, а где получил железнодорожное образование - неизвестно.
Не исключено, что знания по профессии ему передали наставники - старшие коллеги на станции. Николай начал работать
на станции Дарница в 1930г., и до войны был там маневровым диспетчером.
В ту пору станция Дарница стала крупным железнодорожным узлом, переданным из управления
Московско-Киевско-Воронежской стальной магистрали Юго-Западной. В 1933 г. на столичной железной дороге
были организованы самостоятельные отделения перевозок для грузового и пассажирского хозяйств.
На станции Дарница заработала одна из первых механизированных сортировочных горок. Но планы мирной работы
нарушила война.
Якубовский остался в Киеве, был одним из тех, кто закрыл станцию после отправки бронепоездов. Все оборудование
на станции, которое не было вывезено, взорвали. Вскоре отец оказался в Дарницком концентрационном лагере.
В то время немцам, оккупировавшим Киев, недоставало квалифицированных кадров на железнодорожном транспорте.
Они освободили Николая из лагеря и поручили взять на себя управление железнодорожными перевозками на Дарницком узле.
Работая на станции, Якубовский входил в одну из подпольных групп на узле, возглавляемую Тимощуком.
После освобождения Киева в ноябре 1943 г. Якубовский как активный подпольщик рекомендуется на должность
начальника станции Дарница. Однако проработал на этой должности он менее половины года. 8 апреля 1944 г.
немцы вновь разбомбили Дарницкий железнодорожный узел. Погибли тысячи людей. Железнодорожный узел был практически
уничтожен. Его руководителя ожидал военный трибунал — и очень возможно, что высшая мера наказания:
Якубовскому вменяли недосмотр за подчиненными ему диспетчерами, допустившими в работе роковую халатность.
Следователи военной прокуратуры подозревали, что к моменту бомбардировки железнодорожники нарочно разместили
вагоны в парке наиболее взрывоопасным способом: цистерны с бензином поставили рядом с эшелонами с ранеными
солдатами Красной Армии, с составом с мирными эвакуированными, с вагонами со снарядами, в которых находились
польские зенитчики.
К счастью, муж родной сестры Николая Якубовского — Павел Мусатов — был парторгом на Дарницкой рембазе. Он
написал в Москву ходатайство о шурине. Поэтому Николая Петровича не расстреляли, как это было сделано
с комендантом станции Дарница, а направили на фронт в штрафной батальон. Однако по пути на фронт Якубовский
получил тяжелую травму, в результате которой ему ампутировали ногу.
После госпиталя Якубовский вернулся на работу на станцию Дарница. Уже в октябре 1944 г. он стал дежурным
по станции, с 1960 г. трудился диспетчером на горке, а потом ненадолго возглавил здешнюю товарную контору.
С 1966 г. ушел по инвалидности на пенсию, но не порывал связи с коллективом станции: он продолжал работать,
продавая газеты в привокзальном киоске.
•Историческая справка.
Станция Дарница основана летом 1868 г. Правда, в то время она была еще маленьким раздельным пунктом под названием
«12-я верста». Именно отсюда подавались платформы с конструкциями для строительства будущего железнодорожного
моста через Днепр. Станция и хозяйство Дарницкого узла понесли колоссальные потери в годы Великой Отечественной
войны. 2 тыс. 662 раза станцию бомбили и немецкие, и советские войска. Особенно тяжелые последствия станция
понесла во время боёв за освобождение Киева 21 сентября 1943 г.
Но самый разрушительный налет на станцию
произошел 8 апреля 1944 г., когда на ней во множестве скопились поезда. В течение часа 150 немецких самолетов
сбрасывали бомбы. Погибла вся вторая смена железнодорожников, рабочие восстановительного поезда Красноярской
железной дороги, направленные на станцию Дарница, а также воины Красной Армии, польские жолнежи и мирные люди,
возвращающиеся домой, — в Бердичев и Житомир. Их тела были погребены в братской могиле, за которой ухаживали
железнодорожники и дарничане. В 2014 г. ветераны войны и труда узла и молодые сотрудники станции намерены создать
мемориал железнодорожникам Украины, погибшим в то страшное время.
В 1950 г. станция Дарница рапортовала руководству страны о завершении восстановления своего хозяйства и о
выходе её мощностей на показатели довоенного периода. Строительство узла продолжалось и при начальниках станции
М. Тимошенко и С. Лысенко.
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Історія Києва".