Укротители молота и огня
Мы ознакамливаемся с очередной рабочей специальностью нашей отрасли.
На сей раз корреспондент «Магістралі» заглянул в кузнечный цех Дарницкого вагоноремонтного завода (ДВРЗ) в Киеве.
От каменного века до наших дней
Можно бесконечно спорить о том, какая профессия древнее, но нельзя не согласиться, что кузнецы славились своим мастерством с незапамятных времен. (Если верить энциклопедиям — еще с каменного века.) Обычно этих кудесников, обладающих, по мнению многих народов мира, магией и знающих особые секреты, селили на окраинах деревень во избежание загорания рядом стоящих домов вместе с кузницей, где день и ночь пылала жаром их печь. А на Дарницком заводе не так: кузнечный цех — в самом сердце предприятия, близ административного здания. Он был основан в 1935 г. и с того времени славился своими мастерами, передававшими опыт следующему поколению.
В кузнице много оборудования, инструментов и приспособлений, ознакомление с которыми очень интересно, особенно если прежде вам не доводилось бывать в мастерской кузнеца. Но прежде чем я вошел в цех, куда меня провел начальник кузнечного цеха Сергей Ладчук, мое внимание привлекла кованая вывеска на воротах заводского помещения «Ковальский цех». Что и говорить, выполнена она с особым изяществом.
— Если нашим ребятам дать время, они могут сделать еще и не такую красоту, — уверяет Сергей Иванович.
Шестьсот наименований изделий…
Пока же нам не до шедевров изящных искусств, так как мы наблюдаем за изготовлением деталей для строительства и ремонта полувагонов.
— К основному оборудованию у нас относят задающее температуру, — начинает экскурсию С.Ладчук.
Входим в просторное помещение, где одновременно трудятся 124 человека, изготавливающих порядка 600 наименований изделий.
— Вот газовая печь — устройство для нагрева заготовок, — указывает Сергей Иванович на цилиндр с отверстиями, из которых, кажется, вот-вот вырвутся наружу языки пламени. В эти отверстия вложены металлические заготовки. — А вот и емкость с водой — для охлаждения. Здесь же расположена большая наковальня.
Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки, как оказалось, разделены на разные виды. Кузнецы тоже делятся на две категории — работающие на молотах и прессах (штамповщики). Впрочем, все сотрудники здесь взаимозаменяемы: изготавливают они детали бригадами по восемь человек. С помощью основного кузнечного инструмента заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу — рисунку, эскизу, чертежу… Молоты, кувалды, ручные и различные фасонные молотки — это, как вы догадываетесь, ударные кузнечные инструменты. Среди опорных — наковальни и шпераки. К поддерживающим относят кузнечные клещи различных конструкций.
«Как нас выводят в мастера...»
Сергей Иванович показывает мне тиски, воротки и ключи, применяемые для торсирования и скручивания заготовки, а я уже теряю нить нашего разговора: слишком много информации. Вот и кузнечная форма — с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни, а затем огибают горячую заготовку. Смотрю на зубила, кузнечные топоры, обсечки и подсечки, которыми разрубают и обрубают заготовку для получения поковки требуемой длины. Тут рядом и пробойники, которыми пробивают и просекают в заготовке отверстия различной формы. Нужно много знать, чтобы стать кузнецом!
— Вот смотрите, как облегчают и ускоряют работу кузнеца накладные, подкладные и парные приспособления, штампы, — продолжает специалист.
— Погодите! — перебиваю я Сергея Ивановича. — А сколько времени учатся на кузнеца?
— Месяц.
— Не может быть! — удивлен я. — Мне бы и жизни, наверное, не хватило.
— Начинающие в кузнице, конечно, подобны слепым котятам, — объясняет специалист с 25летним стажем работы на ДВРЗ. — Им еще многое нужно подсказывать, но с годами ребята становятся бригадирами, могут и новичкам дать совет, и даже мастера поправить (смеется).
Сергей Иванович познакомил меня с одним из таких бригадиров — 31-летним Александром Горобеем, который тринадцать лет тому назад также робко осматривал инструменты и приспособления в цеху, как и я, боясь испортить заготовки.
— Мне понравилось на заводе то, что это — государственное предприятие, — сказал Александр. — Здесь стабильная и высокая зарплата, место в общежитии, хороший коллектив. Работа тяжелая, но за вредность доплачивают, к тому же, на десять лет раньше отпускают на пенсию.
Самый тяжелый участок работы, по мнению Саши, — обработка листового металла, служащего будущим днищем грузового вагона.
Самый простой участок работы не так уж и прост…
Отдельно в цеху стоят прессы для высадки головок болтов, заклепок и другого крепежного инструмента.
Незаменимые рабочие инструменты современного кузнеца — измерительные устройства и приборы. Штангенциркули, железные линейки и рулетки, угломеры, лекала, трафареты, шаблоны и прочее… Их используют для контроля размеров и формы заготовки. Казалось бы, самый простой участок работы в цеху — участок загиба изделия, а выдержать точный размер не так уж и просто. Необходимо установить правильный зазор между движущейся частью пресса и изделием, чтобы не вывести пресс из строя. Отдельно находятся различные пирометры — для измерения температуры обрабатываемой части заготовки и зоны горения в печи.
Я узнал только об основных инструментах и приспособлениях. Помимо них, есть множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли массу специфических операций. В настоящее время большинство этих операций полностью автоматизированы, большинство работ выполняется в специальных штампах: гибочных, вырезных и т.д.
Вместо эпилога
Заводской гудок раздается в 7 утра. Это означает, что в такую рань на смену заступают выходцы из отдаленных уголков Киевской и Черниговской областей, не нашедшие работу по месту жительства. В 16 часов смена заканчивается — и заводчане торопятся на пригородный поезд или маршрутки. Сегодня кузнечный цех ДВРЗ работает в одну смену, а прежде работал в три смены, т. е. круглосуточно. Лишь немногие из большого коллектива кузнецов, крановщиц, операторов и наладчиков живут в заводском общежитии или в собственных квартирах в Киеве, но эта небольшая часть заводчан примечательна сложившимися среди них семьями. Около десятка супружеских пар только в кузнечном цеху завода трудятся бок о бок. Дружат семьями, водят детишек в один детсад, в одну школу, знают о своих сотрудниках почти все — как о родственниках.
У кузнецов все общее — и печаль, и радость…
Дмитрий Белов
Коментар сайту "Ліски"
Про інший цех заводу - вагонозбиральний (ВСЦ) - йдеться в публікації
"Автографи майстрів вогню". На фото внизу - Північна прохідна Дарницького вагоноремонтного заводу, за нею - один з перших цехів, побудований в 1935 році; вакансії щодо
працевлаштування на завод.
Схожі публікації можна знайти за тегом
"Завод".