Оригінал статті - на сайті газети "Магістраль".
Автографы мастеров огня
Профессия электросварщика всегда считалась очень почетной и по-своему привилегированной.
И Дарницкий вагоноремонтный завод очень гордится тем, что в рядах сварщиков есть
свой Герой Социалистического Труда Иосиф Столбецкий.
И сегодня эта рабочая профессия не потеряла своего авторитета.
Скорее наоборот: рейтинг ее повысился, так как сегодняшний сварщик имеет дело со сложными
современными конструкциями, которые требуют не только высокого мастерства, но и настоящего искусства.
Поэтому я и отправился не в уютную комнату дежурного по станции и не в тишайший кабинет инженера по охране труда,
а в заводской цех, где непрестанно то тут, то там со стоек вагонов или из-под их подножек с шумом низвергаются
мириады ослепительных искр. Идет электросварка. Это происходит под грохот кувалды и скрежет металла — и я пытаюсь
в таких не привычных для меня условиях беседовать с электросварщиками
Михаилом Дмитренко, Сергеем Сидоренко и Виталием Овсюхно.
Прибавьте ко всему этому еще и то, что у меня почти под самыми ногами вдруг оживает конвейер,
а от него внезапно задвигались и сами вагоны. А с другой стороны, совсем как на городском перекрестке,
прямо внутри помещения, выруливает грузовой автомобиль. И этот автомобиль, и эти вагоны выглядят игрушечными
на фоне громадных заводских просторов. А тут еще прямо надо мной специальными кранами стремительно переносится
из одной позиции на другую увесистая деталь будущего полувагона. И хотя на голове у меня каска, это не успокаивает.
Нет, на ДВРЗ трудно быть даже праздным зевакой, не то что рабочим! Здесь хочется тихонько примоститься в уголочке
и не шевелиться.
В цеху ВСЦ-1, где вагоны не только ремонтируют, но и строят, процесс сборки чем-то напоминает моделирование
в юношеском кружке «умелые руки». Особенно издали в масштабах необъятного заводского цеха, о котором я уже упомянул.
На самом деле здесь ведется, понятно, не детское, а очень даже взрослое конструирование.
Оно началось не так уж давно — с 2006 г., когда на заводе приступили к созданию новых четырехосных полувагонов.
И с тех пор одним из важнейших участков на предприятии стал именно цех изготовления и строительства.
Здесь я и познакомился с моими собеседниками.
— Детали нового полувагона изготавливаются поточно-стойловым методом, — объясняет специфику своей работы
один из самых молодых электросварщиков Виталий Овсюхно, хотя трудится здесь уже шесть лет.
— Мы изготавливаем узлы полувагона: хребтовую и поперечные балки, боковые и торцевые панели вагона,
буферные брусья… Насколько мне известно, в этом году на заводе сделали уже 620 единиц.
А вообще планируют ежемесячно выпускать по сотни.
В нашу беседу вступает коллега Виталия Сергей Сидоренко. Ему хотя и пошел лишь 31-й год,
но он уже считается настоящим кадровым рабочим:
— Сами знаете, сегодня полувагоны на вес золота. Ведь перевозка массовых грузов — руды, угля, леса, металла,
щебня — делается с их помощью. Это и прибавляет нам хороших эмоций…
— Кстати, именно полувагоны составляют значительную часть грузового вагонного парка Укрзализныци, — эта реплика
принадлежит уже Михаилу Дмитриевичу Дмитренко. Он ветеран, ибо пришел сюда еще 36 лет тому назад.
Поэтому беседу ведет спокойно, но с достоинством. — Наша работа очень важна. Полувагон не имеет крыши,
а основание его состоит из разгрузочных люков, которые закрываются специальными запорами и снабжены
торсионами для облегчения их закрывания. Все это «соединяет» электросварка.
И он вместе со своими молодыми коллегами повел меня в другой конец цеха. Тут я своими глазами увидел
в отдельности элементы полувагонов: торцевые панели, затем угловые и боковые стойки, поручни,
подножки, буферные брусья, дальше уже хребтовые, продольные и поперечные балки.
В конце «путешествия» перед нами предстали практически готовые вагоны — с рамами, ходовыми частями,
ударно-тяговыми устройствами и тормозным оборудованием. После сварки их нужно будет только покрасить,
присвоить номер и нанести трафареты с технической характеристикой.
— Что самое трудное у ребят здесь? — задаю вопрос.
— Вы думаете, что самое трудное сваривать металл? Ошибаетесь! К этому мы уже привыкли.
Да и любим свою работу. Самое сложное — добраться на завод к семи утра.
Особенно, если живешь за городом, — говорят ребята. — А у нас таких большинство.
Вторая трудность — сезонная погода: летом в цеху душно, зимой — довольно холодно.
К тому же, на заводе повышенная опасность производственного и непроизводственного травматизма.
Только смотри да смотри…
На издержки профессии они не жалуются. Правда, работают в очках. Но при таком ослепительно ярком свете
множества электросварок и защита не всегда помогает. Хотя за вредность идет доплата и прибавляются отпускные дни.
А на пенсию они уходят на пять лет раньше. Конечно, если есть стаж не менее 13 лет.
От высокой температуры плавится любой металл. Только таким способом можно соединить воедино все комплектующие,
то есть получить готовую продукцию, которая так нужна стране. И их автографы есть на каждом полувагоне.
Написал и подумал, что электросварщики — настоящие герои, хотя на первый взгляд заняты своим привычным делом.
Может, это звучит пафосно в наши прозаические дни. Зато верно.
Электросварка — такой вид сварки металлов, при которой свариваемые части нагреваются электрическим током. Различают электросварку дуговую и контактную. Электрический нагрев позволяет получить температуру, превосходящую температуру плавления всех существующих металлов, не изменяет химического состава материала, легко регулируется и автоматизируется. Такая сварка имеет десятки разновидностей: по способам защиты металла от окисления, применяемым защитным газам, флюсам, степени механизации, автоматизации и т. п.
Схожі публікації на сайті "Ліски" можна знайти за тегом "Завод" .